Воскресенье, 25.08.2019, 05:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа


Герб: из чего состоит?

Изучение любого объекта начинается обычно с изучения его составных частей. До сих пор мы не уделяли этому должного внимания. Пришло время исправить эту оплошность и заполнить пробел в Ваших знаниях.

 

1. Щит.

Самой главной составляющей любого герба является то, что и делает обычную эмблему гербом. Это – щит. Геральдика знает множество различных форм щитов, среди который явно выделяются две весьма условные группы по номиналистическому признаку: «национальные» и «геометрические». Следует заметить, что некоторые исследователи также выделяют виды щитов по эпохе их создания: в частности, «медиевистические», «барокковые», «модернистские» и т.п.


Именно наличие щита является непременным условием существования герба как такового. Поэтому-то щит является первым и единственным обязательным элементом любого герба, не зависимо от владельца и конкретных условий места и времени. Будучи сокращен до щита, с расположенными на нем фигурами и элементами, любой герб не теряет свой символизм, значение и статус универсального опознавательного знака.

 

2. Шлем.

Совершенно ясно, что, раз имеется обязательный элемент, то должны быть и не обязательные. Часто их называют дополнительными, вспомогательными. Так как щит является своеобразным сердцем любого герба, назовем подобные элементы периферийными или внешними. Главным и наиболее узнаваемым из них является, разумеется, шлем.

Как и щитов, шлемов также существует достаточное число. Форма шлема менялась вслед за изменением всей совокупности изобразительного искусства. И если на заре личной геральдики шлем нарисованный точно повторял реально существовавший прототип, то со временем (и отходом боевых шлемов в небытие) геральдический шлем все более и более идеализировался, становясь непохожим на реальный доспех. Среди множества типов шлемов, используемых в геральдике, следует выделить три основных: «горшок», копьевой и решетчатый.

Довольно давно уже разные геральдисты из разных стран пытались превратить геральдический шлем в статусный элемент. Одни уделяли внимание положению шлема в пространстве (повернутый или прямосмотрящий), количеству решеток, забралу (открытый или закрытый). Другие твердили о недопустимости одной формы шлема, рекомендуя другую, третьи же и вовсе выдумывали новые типы, которые прежде никогда не использовались в геральдике. Однако если спуститься на землю и вспомнить, что зачастую все рыцари носили схожий конструкционно шлем, не зависимо от их статуса и положения, то любые теории касательно допустимости или недопустимости использования того или иного типа оказываются совершенно беспочвенными. Вид шлема как геральдического, так и реального, менялся с течением времени и изобретением новых, более совершенных конструкций. К тому же стоит добавить, что нередко один и тот же герб изображался с разными шлемами, а их вид зависел только от эстетического вкуса художника.

 

3. Клейнод и шлемовое покрывало.

Роль, которую играет геральдический шлем, трудно переоценить. Он не только украшает собой герб, красуясь над щитом, но и позволяет разместить зависимые от него элементы, среди которых нашлемник (или клейнод) и намет (или шлемовое покрывало).

Клейнод пришел в геральдику из эпохи рыцарских турниров. Он является элементом именно турнирного облачения, т.к. едва ли в бою воин стал бы помещать на свой шлем какие-либо дополнительные украшения, утяжелявшие и сковывавшие его перемещения. Как совершенно ясно из названия, нашлемник в гербе располагается непосредственно на шлеме, и представляет собой набор определенных фигур. Как правило, переход от макушки шлема к клейноду прикрывается венцом – каким-либо головным убором. Это может быть как ранговая корона (указывающая на титул), так и бурелет (особый жгут, свитый из нескольких разноцветных лент). Изредка встречаются гербы, изображенные без подобного переходного элемента, однако это является скорее исключением, подразумевающим само собой разумеющимся наличие какого-либо венца.

Содержание клейнода обычно зависит от содержания щита, однако между ними может и не иметься какой-либо логической связи. Самыми распространенными нашлемниками являются плюмажи из павлиньих, страусовых или петушиных перьев, птичьи крылья или головные уборы. Нередко в герботворчестве по отношению к нашлемнику используется правило «часть вместо целого»: т.е. если в щите изображен орел, то в клейноде будет только его крыло.

Самым элегантным и роскошным периферийным элементом любого герба является намет. Он произошел от рыцарского плаща, который носили еще крестоносцы. Существует неофициальная легенда, что чем более намет «разорван» на мелкие лоскутки, тем больше пережил в своей жизни гербовладелец, однако это довольно беспочвенно. Форма намета менялась как дань господствующей изобразительной культуре. Если на заре геральдики шлемовое покрывало изображали цельным куском материи, то уже к эпохе Возрождения все чаще стали появляться наметы в виде широких лоскутов, а во времена барокко популярным стал намет в виде растительного орнамента, каковая форма его остается наиболее использованной и по сей день. Поэтому символизм может нести разве что расцветка намета (которая зависит от цветов щита), а внешний вид этого элемента меняется по прихоти изобразителя.

 

4. Венец, мантия и девизная лента.

Без наличия шлема на гербе не могут существовать ни клейнод, ни намет, а вот венец (корона или бурелет) может спокойно располагаться прямо на щите. Следует признать, что именно венец является основополагающим ранговым элементом и именно по его виду прежде всего следует идентифицировать статус владельца. В европейской геральдике существуют короны соответствующих видов для всех дворянских титулов, а также для нетитулованных дворян. Что же касается бурелета, то он представляет собой заведомо недворянский (и даже внесословный) атрибут, т.к., в отличие от корон, реально использовался воинами всех сословий исключительно в практических целях (бурелет заметно смягчал силу удара и таким образом защищал голову рыцаря). Возможно, именно из-за таковой демократичности данной части доспеха, бурелет стали использовать в своих родовых гербах самые широкие слои общества, и, прежде всего, мещанство. В тех странах, где государственная геральдическая традиция не угасла и гражданские гербы жалуются до сих пор, именно бурелет выполняет роль «гражданского» венца.

Иным титульным элементом является мантия – показатель особо высокого статуса гербовладельца. Свои гербы мантиями укрывали не только особы, реально их носившие (суверенные монархи: императоры, короли, владетельные принцы всех титулов), но и высшее дворянство государства (князья, герцоги, маркизы, иногда графы и бароны). На британских островах мантии положены всем титулованным особам, т.к. именно там они (как и ранговые короны) действительно имеют место быть в реальной жизни. Британский пэр имеет право надеть свою корону и мантию всего в двух случаях: во время коронации нового монарха или на ежегодной церемонии открытия парламента.

Наиболее демократичным внешним элементом герба является девизная лента с размещенным на ней изречением. Это единственное место во всей гербовой конструкции, где уместны слова или цифры. Как правило, лента располагается под щитом, но в гербах шотландских родов она имеет место быть над нашлемником. Окрашивается девизная лента обычно в основные финифти щита, а девиз пишется основным металлом. Зачастую вместо обычного лоскута материи используют довольно экстравагантные вещи: вышитый рушник, лист растения или даже пожарный шланг.

 

Выводы:

– «на щите»: главным и единственным обязательным элементом любого герба является щит.

– «шлем всему голова»: шлем является основным необязательным элементом, который связывает воедино все прочие.

– «терновый венец»: использование венца, не соответствующего статусу гербовладельца, является грубейшей ошибкой.