Четверг, 28.03.2024, 20:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа


«Зазеркалье» и другие особенности геральдики

Чудесная сказка Льюиса Кэрролла про девочку Алису, провалившуюся по ту сторону зеркала, казалось бы, не имеет ни малейшего отношения к геральдике. И действительно, дело не столько в сюжете или даже в названии, сколько в одной фразе, произнесенной Белой Королевой: «That's the effect of living backwards» – «Просто мы с тобой живем по разные стороны». Это некоторым образом применимо к человеку, который – единожды или регулярно – обращает свой взор на герб и связанные с ним вещи. Можно даже сказать, что все геральдисты и гербовладельцы для всестороннего изучения геральдических вопросов вынуждены оказываться «по ту сторону зеркала».

Итак, данная статья посвящена некоторым ключевым особенностям геральдики, знать о которых потенциальный гербовладелец просто обязан. Постараюсь доступно осветить наиболее важные стороны герботворческого ремесла.

 

1. «Право» и «лево».

Вероятно, наибольшее удивление у простого человека вызывает тот факт, что при описании герба все геральдисты упорно путают правую сторону с левой. Безусловно, это не досадная оплошность и не злой умысел, а одна из ключевых особенностей геральдики: правая сторона герба именуется левой и наоборот. Такой обычай пошел с тех стародавних времен, когда герб располагался на боевом щите и описывался так, как его бы видел рыцарь его несущий.

Кроме того, правая сторона обычно именуется «геральдической», а левая, соответственно, «негеральдической». Именно поэтому нередко можно встретить в описаниях фразы типа «орел, летящий в геральдическую сторону» или «лев, смотрящий в негеральдическую сторону» и т.п. Зачастую положение фигуры, обернутой вправо, вообще никак не описывают, считая, что это само собой разумеется, а вот в иных случаях уместно указать, что элемент расположен негеральдически.

 

2. Цвета в геральдике.

Как бы это не казалось странным, при всей своей пестроте и разнообразии, геральдика использует лишь семь цветов. Причем два из них именуются «металлами», а прочие – «финифтями». «Металлы» – это, конечно же, золото и серебро (желтый и белый цвета соответственно). К «финифтям» же относятся такие краски как червлень, лазурь, пурпур, зелень и чернь. Каждый из цветов несет определенный символизм, однако значения, закрепленные за определенным цветом, настолько неустойчивы и переменчивы, что определенным образом трактовать использование того или иного цвета (не зная подоплеки, с которой составлялся герб) не представляется возможным.

Кроме семи основных цветов существуют еще два «меха» – горностаевый и беличий. Хотя в отечественной геральдической традиции использовались лишь две основные разновидности этих «мехов», существует еще три горностаевых и тринадцать беличьих «подвида».

Геральдика знает также так называемый «натуральный» цвет, в который могут быть окрашены элементы, реально существующие в природе: части тела, деревья, животные и т.д. Английская традиция также признает несколько необычных цветов: оранжевый, краснобуро-оранжевый, багрово-пурпурный и темно-кровяной, однако отечественная геральдика не знает случаев их применения.

 

3. «Основное правило».

С геральдическими цветами тесно связана норма, именуемая «основным правилом геральдики». Сформулировать его можно так: «финифть накладывается только на металл, а металл – только на финифть. Следствием из этого правила является то, что финифти на финифти и металлы на металлы накладывать запрещено. Существует, однако, несколько исключений. В частности, расцветка т.н. «вооружения» (когтей, клювов и т.п.) геральдических бестий может быть, например, металлической при металлическом же фоне. То же касается и частей тела, деталей сложных конструкций и проч.

Совершенно ясным, на мой взгляд, является и тот факт, что одноименные цвета (например, золото на золото или чернь на чернь) также не могут быть наложены друг на друга.

 

Выводы:

– «гляжусь в тебя, как в зеркало»: не забывайте, что при описании герба «право» и «лево» меняются местами.

– «цветик-семицветик»: цветов в геральдике всего семь, однако они воплощаются в самых разнообразных оттенках.

– «закон суров»: финифти и металлы не накладываются сами на себя, за редким исключением.